Возвращаемся в Грузию на кроссоверах и внедорожниках Toyota

В 2013 году россияне не обделили эту троицу вниманием — суммарный результат продаж моделей Prado, Highlander и Venza составил 26 200 машин. Из них больше половины пришлось на Prado, а наименьшую долю заняла Venza.

В Грузии мы уже третий раз — и не перестаём удивляться. Страна противоречий. Здесь в условиях невероятной природной красоты живут добродушные люди. Кухня — дай бог каждому народу! Полицейские участки прозрачны в прямом смысле слова, а в них — вежливые работники без трудовых мозолей. С ними нельзя разрешить вопрос полюбовно, они строги, но справедливы и человечны. Но есть и другая сторона. Во многих населённых пунктах не вывозят мусор, и он толстым слоем покрывает обочины вдоль дорог. Патрули встречаются так же часто, как мы с вами моргаем, но почему-то пешеход в Грузии — расходный материал, не пользующийся никаким уважением, а грузинские водители — воплощение безответственности. Но мы тут на больших полноприводниках Toyota: Venza, Highlander и Prado. Посторонись!
По прогнозам специалистов Тойоты, Venza в России будет всё популярнее. Если за прошлый год у нас купили 4426 машин, то прогноз на 2014-й — 4900. При этом за первые два месяца нынешнего года уже реализовано 1097 пятидверок.

Формально наиболее актуальным автомобилем на мероприятии был Highlander нового поколения, но Драйв уже катался на серийных модификациях 2.7 и 3.5 по США в рамках эксклюзивного тест-драйва (всего два журналиста из России). Сейчас нам осталось выяснить, как сильно отличается североамериканский Горец от российского. Интересен и Land Cruiser Prado, с которым в этом поколении мы не знакомы и который пережил рестайлинг. А наименьшее любопытство у нас вызывает модель Venza. Мы её знаем уже почти год, её продажи в России начались ещё в апреле 2013-го, и с тех пор россияне купили 4426 пятидверок.

Среди современных Тойот, представленных в России, Venza выделяется интерьером: при его создании дизайнеры проявили фантазию. Симпатичная архитектура дополнена добротными материалами, высоким качеством сборки и продуманной эргономикой. Правда, Вензе не хватает лоска в мелочах. Может, потому что она создана в Америке и для Америки, а её стартовая цена в Штатах не превышает $28 тысяч?

Но начнём мы с Вензы. Она прекрасно подойдёт тем, кто настороженно относится к прогрессу в автомобилях. Venza построена на проверенных временем агрегатах, в её конструкции нет сложных технических решений, а подана она в виде универсала повышенной проходимости. И в списке оснащения присутствует оборудование, которым уже много лет никого не удивишь. Зато у Вензы просторные удобные салон и багажник, клиренс составляет внушительные 205 мм, а полный привод (пусть и простенький) есть даже у базовой модификации. От американских версий наши отличаются более собранной подвеской и перенастроенным электроусилителем руля (в сторону большей остроты и большего усилия). Изменения пошли на пользу.

До 31 марта Вензы 2013 года выпуска продают со скидками — цены варьируются от 1 520 000 до 1 726 000 рублей (дисконт — 50 тысяч). Но машины 2014 модельного года стоят уже 1 587 000–1 793 000 рублей.

Venza осталась пресной на ходу, но крены уменьшились, дряблость подвески стала менее заметной, а реакции на поворот руля обострились. Но плавность хода слегка пострадала. Энергоёмкая подвеска осталась равнодушной только к совсем уж мелким неровностям, но средним и крупным теперь уделяется больше внимания. Хотя, учитывая добротную шумоизоляцию, Venza тянет на звание комфортного автомобиля. А главный недостаток модели — слабенький мотор. У нас машины комплектуются «атмосферником» 2.7 (185 л.с. и 247 Н•м), хотя в Штатах есть машины с V6 3.5. И пусть шестиступенчатый «автомат» настроен с умом, скромному мотору приходится тянуть нескромные 1945 кг снаряжённой массы. Хаотичный и динамичный поток автомобилей на дорогах Грузии такого не прощает.

Из-за снегопадов в Штатах поставки Хайлендеров в Россию шли с перебоями. Поэтому сейчас на кроссовер очереди, а за первые два месяца удалось продать лишь 494 машины. Но клиенты уже оплатили свыше 3600 Хайлендеров, а прогноз на 2014-й — 11 тысяч. Для сравнения, в прошлом году реализовали 7254 машины.

Это относится и к Хайлендеру с той же «четвёркой» 2.7 (188 сил и 252 Н•м). В отличие от Вензы такому Горцу не положен полный привод, что позволяет ему удержать массу в пределах 1955 кг. Но если на городских скоростях Highlander ещё более или менее бодр, то на загородном шоссе заряд энергии тает на глазах. Благо шестидиапазонный «автомат» весьма отзывчив даже в обычном режиме, не говоря уже о спортивном. Но мнение наше не изменилось — не стоит заострять внимание на переднеприводном Хайлендере. Тем более что у машин с V6 мощность теперь не превышает 249 сил, что сулит божеские расценки на транспортный налог. Этот агрегат, как и его 273-сильная версия на американском Хайлендере, отменно тянет двухтонный автомобиль и прекрасно звучит.

Хайлендеры нового поколения довольно экономичны. В условиях активной езды с постоянными обгонами на шоссе переднеприводные версии укладывались в 12,5–12,8 л на 100 км, а полноприводные употребляли не больше 16 л.
Даже базовые Хайлендеры оснащены весьма богато — семь подушек безопасности, система стабилизации, светодиодные фары ближнего света, кожаная обивка сидений, трёхзонный климат-контроль, три ряда кресел, камера заднего вида, бесключевой доступ в салон, подогрев руля, датчики света и дождя.

Хайлендеры для нашего рынка обладают менее жёсткой подвеской, чем машины для США. В теории у наших Горцев пружины и амортизаторы помягче. На ходу разница неуловима, но точно можно сказать, что Highlander прекрасно подходит для езды по самым разным дорогам. Ему чужда раскачка на волнах, он не вздрагивает всем кузовом и подвеской на трещинах в асфальте с острыми краями, он не трясёт пассажиров на крупных неровностях и на неряшливо проложенной брусчатке. При этом Highlander непоколебим на скоростной прямой и понятен в поворотах, где между водителем и рулевым управлением устанавливается надёжная связь. И только примитивная полноприводная трансмиссия с электронноуправляемой многодисковой муфтой расстроила. Стоит одному из задних колёс потерять контакт с дорогой, как кроссовер становится беспомощным.

Внедорожник Prado — второй по популярности полноприводник Тойоты. В 2013 году лучше продавался только RAV4 (39 885 машин), а Prado разошёлся тиражом 14 520 штук. В 2014-м тойотовцы предсказывают рост продаж до 15 564 машин. Кстати, на бензиновые модификации (включая версии со 163-сильным мотором 2.7) в 2013 году пришлось всего 27,1% продаж.

Наиболее популярен внедорожник Prado в Москве и Московской области — 27,9% от общего числа продаж в 2013 году. На Приволжский и Уральский федеральные округа приходится 20,1% и 11,4% соответственно. Далее идут Сибирский и Северо-Западный с 10% и 9,3%, а также Центральный и Южный округа — по 8% каждый.

Пересаживаемся в Prado. Подретушированная внешность с диодными слезами в фарах, изменённая передняя панель с чужеродным блоком управления внедорожными системами, но техника — без серьёзных изменений. Стальная лонжеронная рама, неразрезной мост сзади и, конечно, бойцовская трансмиссия — постоянный полный привод с понижающим рядом и блокировками межосевого и заднего межколёсного дифференциалов. А в сочетании с системой адаптации к различным условиям движения Multi-Terrain Select и внедорожным круиз-контролем Crawl Control мы получаем один из лучших проходимцев современности. Нам в Грузии предложили такие внедорожные участки, которые для многих внедорожников стали бы последним пристанищем. А Prado не только их играючи прошёл, но и не дал усомниться в выносливости своей ходовой части. Железный характер!
Обновлённый Prado получил новую приборную панель с более крупным и цветным дисплеем и перекомпонованную центральную консоль. Если раньше под блоком климат-контроля находились кнопки управления аудиосистемой и дисковод, то теперь на их место поставили блок управления режимами трансмиссии и внедорожными помощниками (режимы систем Multi-Terrain Select и Crawl Control меняются шайбой-контроллером). Раньше за этим нужно было тянуться в самый низ консоли. Слева от кругляша примостился рычажок смены режимов работы амортизаторов. Правда, в любом из них автомобиль остаётся жёстким, а меняется лишь степень раскачки на длинных волнах асфальта.

Сиденья у Prado бесхитростны во всех смыслах, но зато свободного пространства хватает даже рослым людям, а задний диван регулируется в продольном направлении и по углу наклона спинки. Эргономику посадки водителя портит регулировка руля по высоте на коротком плече. Клиентам доступны такие вещи, как камеры кругового обзора, система мониторинга слепых зон, светодиодные фары ближнего света и задняя пневмоподвеска (для комплектаций «Люкс» и «Спорт»).

Но кому из покупателей это нужно? Подавляющее большинство владельцев не съезжают на своих Prado с асфальта, а те, кто всё же это делает, преодолевают лишь такое бездорожье, которое по силам и кроссоверам. А вот на твёрдом покрытии, где в основном и живёт Prado, он едет грубо. Японцы говорили, что перенастроили подвеску для большего комфорта. Она, конечно, непробиваема, но на неровной дороге трясёт немилосердно, а во время езды по брусчатке в Тбилиси или Батуми и вовсе хочется взвыть. При этом большой руль, который находится в информационной блокаде, малочувствителен и плохо изолирован от толчков и ударов во время езды по разбитым дорогам. На бездорожье за рулём Prado ты отдыхаешь, получая отменный результат, но на асфальте превращаешься в раба, которого жёстко эксплуатируют рамная конструкция и неразрезной мост.

Угол въезда у Prado равен 32 градусам, а углы рампы и съезда — 22 и 25 градусам. К слову, аналогичные показатели у модели Mitsubishi Pajero составляют 41, 26 и 29 градусов соответственно.

Хорошо хоть двигатели у Prado не заставляли напрягаться. Мы поездили и на 282-сильном V6 4.0, и на трёхлитровом четырёхцилиндровом турбодизеле со 173 «лошадьми». Бензиновый агрегат прожорлив и голосист, но машину тянет бойко, что нам особенно помогло на перегоне из Боржоми в Батуми. Несоблюдение разметки, пересечение сплошных линий, почти летальные обгоны в закрытых поворотах — этого в Грузии не меньше, чем чачи. Ещё бы пятиступенчатый «автомат» был порасторопнее, а то вниз с высших ступеней он переходит только при почти полностью выжатой педали газа. К счастью, с дизелем мы оказались в менее экстремальных условиях. Обгонять попутные автомобили на скоростях за 100 км/ч заметно сложнее, хотя с этим мотором та же коробка передач работает быстрее (и так же плавно, как с бензиновым V6).

В Грузии нам показали ещё и внедорожник Land Cruiser 200 во флагманском исполнении Brownstone (назван в честь строительного материала, который использовался при возведении особняков знатных особ в XX веке на территории Нью-Йорка). Машины в этой версии продаются только в России. Их характеризуют нелепые фары с чёрным корпусом, а также обивка сидений дорогой натуральной кожей коричневого цвета. Такие внедорожники продаются только с дизелем V8 4.5 и в максимальной комплектации, а цена в зависимости от количества мест в салоне (пять или семь) колеблется от 3 377 000 до 3 506 000 рублей. Обычный Land Cruiser 200 оценивается в 3 176 000–3 306 000 рублей.

Как говорят в Тойоте, трио пятидверок Venza, Highlander и Prado — это идеальная модельная линейка в сегментах кроссоверов и внедорожников классов D и E. В теории каждый может подобрать себе что-то по потребностям и желаниям. Но идеальным из этого трио мы бы назвали шестицилиндровый Highlander. Пусть полный привод у него примитивный, но по всем остальным позициям он — один из лучших в классе и наш фаворит. Venza похожа на Горца: она практична и на дороге ведёт себя прилично, но двигателя 2.7 ей мало, да и список оснащения скудноват. А вот Prado — герой романов прошлых лет. И мы не понимаем тех, кто покупает его за немалые деньги и ездит по городу. Апогей нецелесообразного использования автомобиля! Но если вы живёте в регионе с таким же ландшафтом, как в Грузии, Prado — прекрасный шанс уйти в сторону от проторённых туристических маршрутов. И вернуться обратно.